источник: | |
дата: | апрель 1987 |
издание: | РИО № 4 (8) |
текст: | Алексей Одинцов |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | апрель 1987 |
издание: | РИО № 4 (8) |
текст: | Алексей Одинцов |
фото: | |
см. также: | Изображения |
НОВОСИБИРСК.
10–13.04.87. В ДК им. Чкалова прошёл I фестиваль Рок-клуба. Мы предлагаем вашему вниманию материал.
— А у нас есть в Свердловске такие группы, как БОМЖ?
— Нет, у нас все музыканты имеют прописку...
(Короткий диалог в гримёрной НАУТИЛУСА).
Ещё не начавшись, фестиваль грозил превратиться в мероприятие, к которому долго и основательно готовились, но по тем или иным «техническим» причинам... Причин хватало. Кому-то всё ещё не давал спокойно заснуть факт недавних гастролей ТЕЛЕВИЗОРА и ПРИСУТСТВИЯ — письма с настоятельной просьбой «принять меры» приходили в различные инстанции. Слухи о самодеятельных гастролях К. Кинчева, просочившиеся к общественности, обещали вылиться в малоформатный скандал на страницах «молодёжки». Ситуация до обидного превращалась: из этого следовало, что надо «разобраться» и с местным рок-товариществом — «все они единой музыкой мазаны».
Цель была слишком заметна, чтобы сделать промах. Ещё не начавшись, фестиваль терял самых именитых бойцов. Без вести пропал рядовой московский гражданин П. Мамонов, а вместе с ним и все ЗВУКИ МУ о приезде. В последний момент касса ленинградского Аэрофлота не нашла билетов для АУКЦИОНА (во всяком случае, так говорили организаторы фестиваля, иные считали, что АУКЦИОН — вообще не та команда, на которую можно делать ставку при срочном вызове на периферийный рок-фестиваль, вот, мол, ИГРЫ — дело другое, ИГРЫ — хоть куда). Из официально заявленных гостей 1, прибыл НАУТИЛУС, а вместе с ним — рок-куратор свердловчан А. Калужский, чуть позже — лекто-музыковед А. Понтыкин, (общество УРФИН ДЖЮС). Подкрепления из Таллина — социолог Н. Мейнерт.
И всё же, последние опасения пропали лишь вечером 10 апреля.
10.04.87. 17.00 УЛИТКА, СВВС, ИДЕЯ ФИКС, КОНСИЛИУМ.
— Это была самая удачная тусовка фестивальных команд. На место устроителей я бы присовокупил сюда же ЛЕВЫЙ БЕРЕГ, ТЕХНИКОВ СВЕТА и МОДУС, которые сумели наткать тоски в последующие два дня. Например, единственно смелым, на что оказался способным БЕРЕГ — народная баллада «Листья жёлтые». Я не слышал этой песни лет восемь — честное слово!
11.04.87. 12.00 НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС.
Хор невидимок в кромешной темноте пропал «Разлуку». На сцене прибавилось света. Чёрные контуры фигур превратились в музыкантов, и в зал покатила волна непривычно ладно скроенного звука...
Для меня сценическое открытие НАУ заключается в возможности услышать музыку и текст, а уж потом только — оценить их по достоинству (рискованная последовательность для тех, кто сразу же пытается ухватить вас за грудки с помощью убийственного антуража, либо вгоняет в сон, упиваясь собственным пребыванием на сцене). Одновременно уральцы напомнили старую истину: хорошо отстроенный звук и громкость — одно и тоже в таком прикладном деле как рок. Правда, местами начинало потягивать филармоническим холодком. Что ж, НАУ не ищет в зале товарищей на вкус и цвет...
Оценка первого н-ского выступления НАУ — высший бал за музыкальность (и артисцизм В. Бутусова и Д. Умецкого). Хочется отметить такие номера, как «Мальчик-зима», «Князь тишины», «Шар цвета хаки», «Прощальное письмо», «Ален Делон» с мощной оркестровой кодой, то есть, большинство песен программы — им гораздо легче найти признание у самых широких слоёв населения (имеется в виду не только рокерство), чем многочисленным «боевикам», транслируемый по радио и ТВ.
14.00 НОВЫЕ ВРЕМЕНА, БОМЖ.
— Гордость и краса НВ Виолетта Полищук делала на сцене «мостик» и пела (Я уже большая и в куклы не играю, а теперь я, мама, увлекаюсь твистом). Девичий поп (в представлении худрука НВ А. Лузина — «нью-джаз») не укладывался в сознание публики. Хоровой твист смешался с топотом ног, кто-то из зрителей во всеуслышанье заявил: «Музыка дая люберов!» (как будто люберы играют в куклы!).
Упорное нежелание НВ очистить зал (сцену) так прокачало зал, что выступление следующих участников било обречено на успех.
Как человек, не раз видевший БОМЖ, могу засвидетельствовать: Евгению «Джонику» Соловьёву и его друзьям порой удавалось создать на сцене свой, абсурдный и очень неуютный мир. Кому-то БОМЖ мог не понравиться, кого-то напугать мог. Моё впечатление иное: мир этот узнаваем в неустроенности и грязи общественного быта, и в таком контекста анти-музыкальный БОМЖ-рок воспринимался как норма. На фестивале гармония содержания, сценического образа и звука была разрушена, БОМЖ напоминал состав «суперзвёзд», у которого на этот раз ни черта не получалось.
Положение улучшилось, когда Соловьёв вышел на финишную прямую: «Барбаросса — рок-н-ролл», «Дом, который построил Фрейд», «Нина», «Пациенты доктора Маенгеле» были выпущены как из обоймы (особенно хороша была партия сольного пого, которую Джоник отскакал в «Нине»).
Выступление БОМЖ понравилось многим: гости с завистью говорили о преимуществах н-ской литовки. Что касается текстов, так поразивших зрителей и часть жюри — это всего лишь одна из форм GLASNOST: произноситься в сильном заграничном акценте (художественный приём) и от первого лица (жизненная позиция).
17.00 КПСЗА, ГОРОД — Группа значилась как КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ.
То были люди Робертса и погибли потому, что меняли названия кораблей, — вспомнились слова пирата из «Острова сокровищ». Володя Бугаец, экс-ЛОМБАРД и его люди играли слюнявый хард, на что не «клюнули» даже металлисты.
ГОРОД — единственная «официально признанная» н-ская ХМ-группа. Но так расценивать выступление ГОРОДА: да ещё в отрыве от фанфарной поддержки трибун — пустое занятие.
Группа играет в стиле пост — ВИА, и только внешняя атрибутика тяжело передвигающихся по сцене ребят давало им право петь: «Слушай металл, он только твой, твой, если ты его ковал...»
21.00 ЛЕВЫЙ БЕРЕГ (см. выше) СтрАХОВОЙ ПОЛИС.
ПОЛИС здорово прибавили за последний год — появился навык играть быстро, более слажено: новые песни сочинялись без ущерба мелодизму, традиционному для старого СП. С другой стороны, фестивальная программа была плохо выстроена, между песнями повисали большие паузы, включая настройку инструментов в самый неподходящий, момент кульминационный. Несмотря на все спотыкания, зритель отблагодарил СП, который легко завёл зал: первые же аккорды фантазий на темы халли-галли и твиста напомнили, что за стенами ДК — весна, т. е. время приятное во всех отношениях. Словом, оснований для того, чтобы аудитория, уставшая от многочасового сидения в креслах, начала лихо отплясывать рок-н-ролл образца весны — 87, было достаточно.
12.04.87. 12.00 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (г. ОМСК).
ОБОРОНА рубилась на сцене при полном освещении зала. Музыка тягучая, варварская и спонтанная — настоящий панк. Слова — либо трудно разобрать, либо они не переводимы на печатный язык. ГО — самозванные участники фестиваля. Омичи свалились на голову оргкомитету, как снег в середине апреля, и тут же были брошены в брешь, пробитую в программе неприбытием АУКЦИОНА.
Выступление ГО впечатляло, однако зал не испытывал энтузиазма: даже на третий день фестиваля мир не сошёл с ума. Добропорядочный новосибирец, посетитель рок-концертов, не мог не заметить, что ребята под руководством И. Летова (брата того самого Летова) покушаются на святая-святых: природный инстинкт самосохранения. Панк в лице ГО — настоящий испытатель природы, человек вышедший на улицу с единственной целью — попасть под автобус.
15.00 НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС, МОДУС (г. Барабинск).
Второй концерт НАУ — триумф свердловчан, о чём говорили и данные опроса, проводившегося в зале. МОДУС — см. выше.
17.00 ТЕХНИКИ СВЕТА (см. выше), ПУТТИ.
По музыке ПУТТИ — скорее металл, чем панк, зато внешний облик путейцев не оставляет сомнений относительно их клановой принадлежности. Особенно колоритен гитарист М. Поздняков: с гребешком на голове, наставлял на зал полосатую гитару, он выразительно делал нам «глазки», задрав ноги кверху. По сравнению с ГО всё делалось бес пафоса, зато весело и стильно (к сожалению, сибирский панк не умает самовыражаться быстро, главный ориентир — запилы с оттяжечкой). Программа называлась «Всё в кайф!» — хорошая расслабуха пород концертом серьёзной музыки.
21.00 КАЛИНОВ МОСТ.
МОСТ начал мощно и уверенно, — музыка и слова хватали за живое. (Оценивать стилистику КМ не берусь — здесь намешено всего понемногу, но больше просто энергичной музыки, такой как у Спрингстина или ДОРЗ, только сделано всё это очень по-нашему, по-новосибирски — чем не «русский» рок?). Дима Ревякин, добрый язычник, махал руками — большая малиновая птица — вчерашнего студент-хиппи, готовый к полёту.
«Летим со мной, летим
Рискни приятель, пусть ворон каркнул — чёрт с ним.»
Взлететь (с ним) вслед за Димой мешала фигура с дубиной в руках, маячившая в гимнах Ревякина.
Ещё недавно КАЛИНОВ МОСТ был беспечен и весел — в нём тогда играл хороший гитарист Д. Селиванов. Немного воды утекло с той поры, но она снова успела размыть дороги, и пришлось строить новый мост, а потом на него стал обновлённый Ревякин — «В руках дубина, в мыслях — АВОСТ». (АВОСТ в мыслях — что-то типа «крыша съехала», дубинка — традиционный инструмент для ремонта крыш). И всё же несмотря на всю «калину чёрную» (послушайте внимательно программные песни), я не собираюсь хулить КМ: без дополнительной рекламы МОСТ завоевал право говорить от лица заблудшего поколения индустриально электротехнических новосибирцев (боевиками моей поздней молодости стали «Пойдём со мной», «Честное слово», «Отец работал») лучшими в своих категориях на фестивале считаю Ревякина (вокал, артист, автор), В, Чаплыгина (барабаны) и В. Смоленцева — (гитара).
13.04.87. — На пресс-конференции были подведены итоги, официальные итоги фестиваля. Лауреатами стали: МОСТ, ПОЛИС, ГОРОД, БОМЖ, ИДЕЯ ФИКС (см. выше). В заключительной резолюции отразились и «текущий момент», и дискуссия с наиболее «спорными» исполнителями (ПУТТИ прописали «репетиционный период»), и благотворное влияние Мейнерта и Пантыкина (оба члены жюри), без которой фестиваль грозил превратиться в пугало.
Главный итог: новосибирская прописка рок-клуба наконец-то получила широкую огласку.
На концертах побывало несколько тысяч человек, состоялась передача по радио, фоторепортаж с места событий был обнародован по местному телевидению.
Алексей «ВДБ» Одинцов.
ИТОГИ РОК-ФЕСТИВАЛЯ:
Лучшее концертное выступление — НАУТИЛУС (вне конкурса)
Лауреаты:
КАЛИНОВ МОСТ — за самобытность, актуальность, высокий художественный уровень;
СТРАХОВОЙ ПОЛИС — за удачную интерпретацию традиционных форм рок-музыки, живость и непосредственность выступления;
БОМЖ — за поиск нетрадиционных форм советской рок-музыки, незаурядность текстов;
ГОРОД — за эффективный сценический облик;
ИДЕЯ ФИКС — за умение найти контакт со своим слушателем.
Жюри отметило также группу ПУТТИ за интересную разработку политической темы в композиции ’’Дедушка Рейган", а гитаристов В. Смоленцева (КАЛИНОВ МОСТ) и Е. Каргаполова (КОНСИЛИУМЗ) — за высокий исполнительский уровень. Специальный приз симпатий работников ДК — директор ДК Чкалова В. Г. Миллер вручил группе КАЛИНОВ МОСТ. По результатам анкетирования, зрителям наиболее полюбились КАЛИНОВ МОСТ и НАУТИЛУС.