«Коммунизм» — это зазеркалье ГО: при всей их несомненной молекулярной идентичности «Коммунизм» куда активнее погружен в сферу бессознательного: не коллективного, но собственно коммунистического бессознательного. Егор Летов однажды назвал свои поздние альбомы «снами о войне» — в этом смысле альбомы «Коммунизма» можно воспринимать как некие сны самой «Гражданской обороны». «Хроника пикирующего бомбардировщика» потому многим кажется самым знаменательным альбомом «Коммунизма», что в ней как раз и случается это взаимопроникновение реальности и сна — в каждой композиции. Наследие «Коммунизма» до смешного огромно: от дембельских аккордов до лаунжа на стихи дагестанских поэтов. Одни только стили, представленные на этих пластинках, могли бы составить CD-рубрикатор какого-нибудь журнала в духе The Wire — миражный сюрреализм в духе Nurse With Wound, гитарный индастриал, пландерфоника, соц-арт, психоделический лоу-фай, милитари-фолк, spoken word & improv. Некоторые вещи уже вообще нереально постичь вне контекста — не только советского, но и просто музыкального: последовательность иных звуков здесь представляется просто логически невозможной. В этом, собственно, и состоит сегодняшняя сила переизданий «Коммунизма»: исчез объект насмешек, исчезли функциональные стили, исчезла потребность в самих звуковых процессах такого рода — словом, сгорело все, как и было сказано в одной их композиции. Остался только неизмеримый фантастический произвол, не привязанный ни к чему вообще — в том числе и к своему времени.
Все, в сущности, просто — без «Коммунизма» нельзя понять музыку «Гражданской обороны», а без «Гражданской обороны» нельзя понять местную музыку вообще.
М. Семеляк
Редакция от 28.11.2013.