источник: | |
дата: | 2009 |
издание: | «Егор Летов. Автографы. Черновые и беловые рукописи. Том 1. 2002–2007» |
текст: | Наталья Чумакова |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 2009 |
издание: | «Егор Летов. Автографы. Черновые и беловые рукописи. Том 1. 2002–2007» |
текст: | Наталья Чумакова |
см. также: | Изображения |
Дорогие друзья, все, кто помог выпустить эту книгу! Прежде всего хочу выразить вам огромную благодарность: без вашего содействия она бы не вышла.
Эта книга — явление из ряда вон выходящее, которое, тем не менее, не вступает в противоречие с жизнью и творчеством Егора Летова. Он всегда и хотел, и продолжает оставаться вне любых рамок и определений, что, разумеется, никогда не мешало воспринимать его как выдающегося поэта.
Стихи, конечно, являются лишь одной из граней его творчества, но всё же одной из определяющих. А публикация черновиков, демонстрирующих процесс создания поэтического текста, для современной поэзии случай достаточно редкий. Но и эти рабочие записи, и сам почерк Егора, и его рисунки так много говорят о его личности, что мы не сочли нужным подходить к изданию «академически», давая полную расшифровку черновиков, как того требует традиция, сложившаяся при публикации «классических» авторов. Такая работа потребовала бы дополнительного времени и всяческих вложений и была бы адресована в большей мере филологам, чем друзьям и поклонникам, тем, кто так или иначе участвовал в нашем проекте.
По какому принципу осуществлялся выбор материала? Мы исходили из того, что для первого тома самое важное — это выход в объявленные сроки. Поэтому отбиралось то, что было, по сути, почти готово к публикации. Таковыми оказались все тексты, относящиеся к последнему периоду творчества Егора. Они находятся в самом читабельном состоянии, за исключением тех набросков, что были сделаны в моей записной книжке в реанимационной палате омской больницы. К сожалению, и сам Егор не смог их впоследствии целиком расшифровать. Но вообще поздние черновики легко прочитываются, ибо в эти годы изменилась сама техника записи: сочиняя чаще всего «находу», во время прогулок по его любимому — недалеко от нашего дома — лесу, Егор брал с собой диктофон, и лишь потом диктофонные записи переносились на бумагу, уже в более или менее «готовом» виде.
Если поделить зрелое творчество Егора — пусть и очень условно — на три части, то последняя (2002 — 2007 гг.) совершенно очевидно встанет особняком, хотя бы потому, что ей предшествовало долгое — с 1997 г. — «молчание». Этот последний период по многим особенностям очень напоминает ранний, до 1991 г. (но почти весь архив, относящийся к этому времени, был уничтожен в один из самых тяжелых для Егора моментов), и совершенно не похож на «средний» (1991 — 1997 гг.). Концепция создания текста постоянно менялась, но сам принцип работы, в общем, всегда был одним и тем же. Нередко всё начиналось со случайной, где-то подслушанной фразы, или образа из фильма, или просто разговора, а затем текст раскручивался сам собой, чаще всего приобретая иной или даже противоположный первоначальному смысл. Но в целом почти всегда толчком к созданию текста было озарение, случайно или специально достигнутое в неких пограничных состояниях сознания. Поэтому книга и начинается с листа, представляющего собой набросок текста для интервью -«Как я вообще начал писать».
Хронологически книга построена следующим образом: сначала — песни и стихи последнего альбома, а также всё, что сохранилось из написанного параллельно ему. Эти тексты располагаются в одном и том же порядке: от беловика, если он есть, к самым первым черновым наброскам. Беловые тексты чаще всего создавались для аудиозаписи, и нередко тоже правились, или — уже после выхода альбома — для публикации на официальном сайте. Есть беловики, представляющие собой варианты некоторых песен, в таком виде они должны были войти в сборник «Со Скоростью Мира». Встречаются наброски, которые дали начало сразу нескольким стихам. Мы не стали разносить отдельно стихи и песни, так как для Егора это было неважно и все последние песни он намеревался включить в дополненное переиздание книги «Стихи» (так пока и не вышедшее).
Далее следует то, что было написано уже после выхода «Зачем Снятся Сны?». Это в основном стихи и одна недооформленная песня для задуманного нами с Егором совместного альбома, к несчастью, не состоявшегося, — она имеется лишь в черновой диктофонной записи. Затем следуют расположенные по тому же принципу тексты двух предпоследних альбомов, которые по сути представляют собой один слишком большой по размеру блок. Внутри каждой из отдельных частей книги мы, несмотря на общую «обратную перспективу», пытались соблюсти «прямую» хронологию.
Копируя архивные материалы, мы, насколько это было возможно, постарались убрать со страниц разного рода пометки, не имеющие отношения к стихам (адреса, деловые записки), но оставили имевшиеся там рисунки и добавили другие, созданные приблизительно в то же время. В издание вообще вошло довольно много рисунков, фотографий и один коллаж — «Реанимация» (единственный, относящийся к этому времени, остальные войдут в следующие тома). Фотографии подобраны исключительно не концертные (к концертной деятельности этот материал никак не относится, во время гастролей обычно ничего не сочинялось) и по возможности максимально разнообразные. Выбор, однако, был сильно ограничен требованиями дизайна, и из всего огромного архива мы публикуем лишь его малую часть. Отдельные фотографии уже появлялись в Сети, но многие вы увидите впервые.
Хочу извиниться за некоторые трудности, связанные с подпиской: спонсоров у нашего проекта не было. Надеюсь, что к тому времени, когда мы разошлем первый том, появятся заинтересованные люди, и мы сможем обойтись без предварительной оплаты.
Мы благодарны абсолютно всем, кто нас поддержал — не только деньгами, но и добрыми словами, но я хочу выразить персональный респект тем, кто непосредственно поучаствовал в работе над книгой. Прежде всего, Константину Тараторину, который стал инициатором проекта. Будучи организатором новосибирской выставки коллажей Егора, Манагера и прочих сопричастных, он приехал в Омск и, увидев наши архивы, преисполнился искренним энтузиазмом и убедил меня немедленно начать их издание, взяв на себя огромный труд по организации проекта. Важную роль сыграл Сергей Попков: он был и остается бессменным куратором наших дел. Версткой и дизайном занимался наш старинный друг Николай Федотов — талантливейший и тонкий человек. Отпечатки ладоней Егора, которые использовались для дизайна обложки, предоставила Юлия Шерстобитова. За непосредственную помощь в издании спасибо Александру Ложкину и издательству «Культурное наследие». Отдельная благодарность за неоценимую духовную и всяческую иную поддержку Людмиле и Валерию Плотниковым, Алексею Коблову, Андрею Машнину и Сергею Корсуну, а также моим родителям — Элеоноре Худошиной и Юрию Чумакову. И всем нашим друзьям, перечислять которых (к счастью!) можно очень долго. Ваше участие помогает преодолевать все сложности и сомнения.
Наталья Чумакова