источник: | http://www.km.ru/kino/2017/05/03/rok-muzyka/802467-gitarist-egora-letova-ne-zakhotel-igrat-v-ddt-iz-za-egotsentrizma- |
дата: | 2017.05.03 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://www.km.ru/kino/2017/05/03/rok-muzyka/802467-gitarist-egora-letova-ne-zakhotel-igrat-v-ddt-iz-za-egotsentrizma- |
дата: | 2017.05.03 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: | Изображения |
В Москве состоялся показ документального фильма Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной «Здорово и вечно».
Мероприятие прошло в музее «Пресня» 20 апреля в рамках серии лекций «Рок-кино. Русская версия», организованных специалистом по рок-поэзии, доктором филологических наук Юрием Доманским. Фильм «Здорово и вечно» посвящён ранним годам существования группы «Гражданская Оборона», конкретно — её лидеру Егору Летову (только примерно в середине фильма рассказывается о Янке, а ближе к концу — о проекте «Коммунизм»). То есть фильм можно назвать биографическим. Большая часть этого фильма — синхроны (в узком смысле, так называемые «говорящие головы») с друзьями и соратниками Летова, изредка видеорядом становятся фотографии и кадры кинохроники позднесоветских времён. И всё это сопровождается музыкой.
Согласно титрам, в фильме присутствует 31 композиция, 3 из которых принадлежат Янке, а остальные — Летову или же Летову с соавторами. Вместе с тем столь большая цифра отнюдь не делает 80-минутный фильм нарочито перегруженным музыкальным рядом. Более того, для фильма о музыке «Здорово и вечно» не очень и музыкален. Куда как больше там синхронов с летовскими друзьями и коллегами. И даже порою речи людей сопровождаются кадрами с концертов «Гражданской Обороны». Музыка в таких случаях звучит на весьма далёком, приглушённом фоне. Но всё же музыка есть.
Первая песня, как это ни странно для фильма о музыканте, звучит только на 23-й минуте (до этого да и потом дальним звуковым фоном звучит инструментальная музыка, «увертюры» к песням, но до исполнения слов дело не доходит). На 23-й же минут звучит небольшая часть песни «Он увидел Солнце», песня эта становится в данном случае иллюстрацией к рассказам о том беспределе, что творил КГБ в отношении Летова и его соратников. Вообще, использование начальных сегментов песен можно признать характерным приёмом для фильма «Здорово и вечно». Только ближе к финалу песни звучат в относительно больших и зачастую синхронных фрагментах. В первой же половине фильма песни даются только начальными частями, буквально так: маленький кусочек, который почти сразу вытесняется словами очередного участника или свидетеля событий тех лет, а в паузах его речи слышна песня. При этом в кадре либо находится говорящий, либо показываются фотографии. Так получается с песнями «Тоталитаризм», «Анархия (Да будет)», со спетой дуэтом с Янкой песней «Деклассированным элементам». Чаще же песни звучат далёким фоном к речи, слов песен разобрать нельзя, даже зачастую нельзя понять, какая именно песня звучит.
Однако что интересно, как раз вот эти «глухие» исполнения лучше всего передают атмосферу летовских концертов, когда всё гремело, хрипело, свистело, но разобрать слова было невозможно. Летов, как известно, принципиально делал установку на плохой звук, на ревущий и заслоняющий всё прочее бас; в фильме Летов говорит, что стихи его «не на уровне интеллекта», то есть значения слов не важны. Эффект этот исчез в «очищенных» записях, однако оказался реанимирован в приёме фонового звучания музыки в фильме. И не случайно в один из моментов фильма музыкант Сергей Жариков говорит следующее: «Тексты, они характер имеют как заклинания, они как магия, там две-три фразы важные, две-три фразы, а всё остальное смысла нет, потому что интеллект выключается, рок он не интеллектуальная музыка».
Этот жариковский тезис вызвал наиболее негативную реакцию участников показа «Здорово и вечно» в музее «Пресня». Юрию Доманскому стоило немалых усилий убедить зрителей, что и эмоциональное при анализе может стать интеллектуальным. Не для всех участников показа была очевидна харизма Егора Летова. Поскольку многие в силу возраста так и не успели посетить ни одного концерта «Гоажданской Обороны», то звучали вопросы, а была ли вообще эта харизма? Зато конструктивный диалог состоялся про Янку Дягилеву, чьи стихи, при всей их гениальности, отличались более традиционной формой, нежели летовские творения. Был сделан вывод, что в Сибири при всём обилии ярких рокеров две фигуры на много голов выше всех в плане культуры вообще — Летов да Янка.
Фильм «Здорово и вечно» очень бережно передает творческие устремления Егора Летова и его соратников. Достаточно, например, того, что 80-е годы изображены в черно-белых тонах, на начало 90-х, знаменующее жизнь «ГО» после смерти, показаны в цвете. К DVD-изданию «Здорово и вечно», вышедшему на «Выргороде», предусмотрены интереснейшие бонусы, вроде интервью с Черным Лукичем и доверительной беседой с сооснователем «Гражданской Обороны» Кузей УО, где он признается, что не хотел бы играть на гитаре в «ДДТ», поскольку Юрий Шевчук не меньший эгоцентрик, чем Егор Летов.
Следующий показ из серии «Рок-кино. Русская версия» состоится в музее «Пресня» 20 мая. Гости увидят и обсудят фильм Гарика Сукаева «Дом Солнца». Начало в 17.00, вход свободный!
Примечание: в статье использованы обширные фрагменты из статьи Юрия Доманского «Синтетические (не)возможности документального рок-кино: „Здорово и вечно“ Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной».