«…где-то есть город, в котором тепло
наше далекое детство там прошло»
«Звездопад» - альбом кавер-версий романтических советских шлягеров, известных и не очень. Очень редкая вещь, не издававшаяся с 2002 года, и, так и не переизданная (в ремастированном варианте, что очень важно) из-за нежелания связываться издающей фирмы «Мистерия Звука» с выплатой многочисленных авторских отчислений. Тираж диска давным-давно закончился. Вот так подлинное искусство сталкивается с денежно-бюрократическими преградами на своем пути к слушателю.
Замысел подобного опуса возник еще в конце 80х, когда в рамках проекта Коммунизм предполагалось записать альбом с музыкой и песнями из советских сказок и мультфильмов. Потом, в середине 90х были попытки уже с совершенно другими целями увековечить патриотические хиты наподобие «И вновь продолжается бой» Пахмутовой (постоянно исполняемая на концерте вещь в то время). Когда революционный запал стал иссякать, захотелось сделать пластинку любимых рок-песен 60-х, 70х годов (таких команд как Love, The Byrds, Shocking Blue…). В итоге получилось то, что получилось. При этом после записи, около года пришлось решать проблемы связанные с копирайтом. Забавно, что постоянно загибающаяся от нехватки финансов контора «ХОР» справилась с выпуском «Звездопада», а уважаемый мейджор «Мистерия» умыл руки. Капитализм, да…
Альбом стоит найти (в Mp3, надо полагать) и послушать, только для того, чтобы лишний раз убедиться, что Егор Летов был единственным в нашей стране музыкантом и исполнителем, который делал гаражную психоделию и прогрессив (да в принципе и панк) поистине ручной, авторской выделки. Качество аранжировок перепетых шлягеров настолько высоко, звучание так изящно и оригинально, что челюсть невольно отвисает, в попытке понять как такое возможно, вообще. Как это возможно в стране, где рок-музыка – это в основном раболепное ремесленничество, ублюдожный попс и дешевые понты в виде предъявлений в качестве показателя крутизны заветной записи в навороченной лондонской студии.
Так вот, «Звездопад» - это редкая по красоте работа, поднимающая эстетические идеи ГО середины 90х на качественно новый уровень. Представленные советские хиты, которые сами по себе были весьма и весьма на уровне (и мелодии, и тексты) здесь сияют нездешним психоделическим светом и волнуют душу новым смыслом, появившимся благодаря летовскому исполнению. (Даром, что Егор был не самым профессиональным певцом). Александр Чеснаков демонстрирует понимание материала и виртуозное «думающее» владение гитарой, Андрюшкин барабанит как всегда стильно и опять же виртуозно, участие в записи авангардного саксофониста Сергея Летова добавляет изысканности замыслу и обогащает звучание. А главный панк и психонавт страны занимается здесь свом любимым делом: выстраивает воздушные стены гитарного звука. Один из рецензентов как-то заметил, что в свое время за такие аранжировки удавились бы Primal Scream и Jesus and Mary Chain. Нигде и никогда больше ГО не звучали так поразительно как на «Звездопаде». Послушайте такие вещи как «Шла война», «Каравелла», авторскую обработку инструментала Эдуарда Артемьева и к/ф «Свой среди чужих…» - это нечто неслыханно прекрасное. «На дальней станции сойду» в финале неожиданно превращается в продолжительный стоунер-бедлам, не уступающий гитарному трипу «Наши» с альбома 97 года. Песни «Слово - «Товарищ», «Красный конь», а в свете недавнего трагического события и «Шла война» в исполнении Летова звучат так, как будто это его слова. Текст «Про гуашь» просто таки совершенно летовский по своей сути. Собственно идея «Звездопада» и состояла в том, чтобы исполнить любимые песни детства как свои. Собственно и получился самоценный альбом Гражданской Обороны, удивляющий, но не порывающий с традицией. Лишь очень немногое сделанное под маркой ГО несет такие эмоции, как светлая грусть. Но здесь именно светлая грусть и подведение итогов декады, которая оказалась по-настоящему экстремальной для главного героя рассказа.
Замысел удался. Да и кто бы мог в этом сомневаться? Так или иначе, с начала 90х (если не брать в расчет Коммунизм) Егор Летов периодически черпал вдохновение из шлягеров своего детства. Вспомните пронзительное аналоговое гудение древних советских электрооганов на «Сто Лет Одиночества», романтическую мелодику этого альбома и работ 90х. В том то и состоит уникальность Опизденевших и Гражданской Обороны, что наравне с классическими психоделическими и шумовыми командами, музыканты почитали музыкальное наследие (в «популярной» сфере) великой страны, в которой они все родились. Без пародий, фарса и пафоса. С большой любовью и уважением.
В общем, данная работа радует разнообразием инструментальных находок и аранжировок, демонстрирует наличие абсолютного вкуса и чутья, что в принципе в альбомах каверов встречается не так уж и часто. При этом сохраняется фирменной грязное/шумовое звучание ГО и необходимый ностальгический винтаж (а последние альбомы ГО – все совершенно неопределенной временной принадлежности). Если бы Летов мог бы составить конкуренцию Муслиму Магомаеву (как вокалист), то был бы фантастический запредел.
Настоятельно рекомендую всем меломанам, положительно (т.е. готовых, в принципе, слушать эти песни пусть даже и в новой обработке) относящимся к советскому песенному/инструментальному наследию 60х-70х. Больше никаких напутствий для восприятия этого замечательного альбома не нужно.
Оценка: 10/10
Стиль: гаражная психоделия/прогрессивный рок/пост-рок/советская песня
Треклист:
1. Песня красноармейца (из т/ф "Кортик") (муз. И. Шварц , сл. Б. Окуджава )
2. Песня о циркаче (муз. И. Катаев, сл. М. Анчаров)
3. На дальней станции сойду (муз. В. Шаинский, сл. М. Танич)
4. Шла война (муз. И. Шварц , сл. Б. Окуджава )
5. Звездопад (муз. А. Пахмутова - сл. Н. Добронравов)
6. Ветер северный (муз. Я. Френкель - сл. И. Гофф)
7. Город детства (муз. Шотл. нар. - сл. Р. Рождественский)
8. На всю оставшуюся жизнь (муз. В. Баснер - сл. П. Фоменко)
9. Слово - Товарищ (муз. И. Катаев - сл. М. Анчаров)
10. Каравелла (В. Калле)
11. Белое безмолвие (В. Высоцкий)
12. Красный конь (муз. М. Фрадкин - сл. М. Пляцковский)
13. Песенка про черную гуашь и надежду (В. Матвеева)
14. Солнце взойдет (муз. Г. Гладков - сл. Ю. Энтин)
15. Я принял решение (муз. М. Таривердиев - сл. Г. Поженян)
16. Свой среди чужих (Э. Артемьев)
Состав:
Александр Чеснаков – гитары, бас
Наталья Чумакова – электроорган, бас, голос
Егор Летов – голос, гитара
Сергей Летов – флейта, саксофон
Александр Андрюшкин – ударные, бас в «Своем среди чужих»
Записано и сведено в ГрОб-студии в отдельные числа августа 2000,
февраля и ноября 2001 Е.Летовым, А.Чеснаковым и Н.Чумаковой