источник: | |
дата: | апрель 2003 |
издание: | Молния № 7 (286) |
текст: | тов. Че |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | апрель 2003 |
издание: | Молния № 7 (286) |
текст: | тов. Че |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Братья ЛЕТОВЫ о музыкально-культурной современности
Егор и Сергей Летовы — это не только музыкальная «семья», но и целое направление в отечественной альтернативной музыкальной культуре. Сегодня широко бытует мнение, что в нашем роке ничего настоящего, неподкупного, «немаксидромного», не смердящего коммерческим «парфюмом» не осталось, — кроме «Гражданской Обороны» Егора Летова. Егор музыкально воспитан своим старшим братом Сергеем, и теперь они воссоединились в рамках нового состава «Гражданской Обороны».
Кредо команды Егора осталось тем же: это без дополнительных эпитетов «Гражданская оборона». Оборона от духовного разобщения. Вот фрагмент совместной пресс-конференции Егора и Сергея Летовых, состоявшейся после одного из последних московских концертов «Г.О.», который был организован АКМ:
Корр.: Группы вашего уровня довольно часто выступают в Москве, раз в два месяца минимум, как «Калинов мост», например. Почему «Гражданская Оборона» так редко посещает столицу?
Егор Летов: Так это вовсе не какая-нибудь наша прихоть на самом деле. Мы выезжаем в полном составе группы или с акустикой по первому зову: в Ленинград, Киев, Воронеж, Тюмень, в Израиль, США, Германию. Просто в Москве нас по каким-то, видимо политическим, причинам боятся пускать в залы, отговариваясь тем, что народ, пришедший на концерт, будет бить стекла и крушить всё подряд. Но это именно отговорки. Нас по-прежнему считают самой радикальной, бескомпромиссно настроенной командой, вспоминая середину 90-х — времена «Русского прорыва».
Корр.: Но почему же «Г.О.», группу с отчётливым диссидентским и антитоталитарным по содержанию песен 80-х прошлым, демократический истеблишмент воспринимает сегодня как леворадикальную, как группу новейшей экстрим-генерации?
Егор Летов: Вот это и мне не понятно. Нас называют везде ультра левой командой, пишут, что мы играем ультра молодёжную, ультра агрессивную музыку, в общем — ультра-ультра-ультра. Это кто? Это мы-то, у которых уже седая борода и животики попёрли? Это мы возглавляем радикальную молодёжную волну — мы, которым под «сороковник», старые, лысые мужики? Значит, что-то в мире не так. Значит, нет поколения нового среди рокеров, которому будут так же как нам в своё время до чертей собачьих все флажки и ограждения общества, в котором им явно неуютно жить. Но я поинтересовался, так дело не только в рок-музыке обстоит. Оказывается и те, кто делает электронную музыку на Западе, — тоже уже не молодые люди, самому младшему из которых 36 лет, из тех, кто что-то яркое делает.
Корр.: Но, может быть, в нашей музыке уже не будет таких нонконформистов как «Г.О.», ведь что, как не общественная ситуация, порождает протест, а в стране-то по слухам «стабилизация». Время осесть перед ТВ по элитным кухням, жевать «Земфир» и запивать его «Чайфом»?
Егор Летов: Был ряд команд, подававших надежды в конце 90-х, да и сейчас они, уверен, есть, просто им не хватает сил подняться. К интересным я в первую очередь отношу «Дочь Монро и Кеннеди», лучшую группу 90-х, я считаю. Были и есть ещё довольно яростные по «саундовому» и социальному драйву команды, прямо такой красный металл, я бы сказал: это «RAF», «28 Панфиловцев», «Эшелон». А из талантов, которые в начале 90-х пытались встать на ноги, — кто-то оказался ленив и выдохся сразу, кто-то распался, как это с любыми командами бывает. Но главное — нет скандальных альбомов. Всё новое выходит вкусным и упакованным по законам шоу-бизнеса — вяло и заранее удобоваримо. А это не рок никакой, это постмодернизм поганый, — сплошные повторы и «сэмплирование». Получается, что всё, что идёт за нами, за поколением, начинавшим в 70-х и 80-х — это эклектика, постмодерн. Даже пост-постмодерн. Это, конечно, можно понять. Но я считаю, что это, извиняюсь за выражение, дерьмо. Это... ничто. Это не мясо, не живое. А уже переваренное. То есть — дерьмо.
Сергей Летов: Я бы мог здесь продолжить, ретроспективно. В 80-е годы я выступал со многими командами: с «Алисой», «Аквариумом», «ДДТ», с «ДК» записывался. Были ещё многие интересные проекты, в которых я участвовал: например, «Атональный синдром» из Риги. Но в 89-м году я резко перестал играть со всеми рок-группами, — они не выдержали испытания гласностью, перестройкой и превратились в гнусную «попсу». И я решил с «попсой» завязать: люди могут быть персонально хорошими, но с их «попсовыми» составами я выступать себе запретил. Нас не могли купить в застойные годы, так что, если мы продадимся сейчас, то это уж совсем стыдно будет. В 90-х годах я занимался фри-джазом, сольно играл на художественных выставках и только иногда помогал записываться наиболее стоящим рок-составам. Но я ни разу не выступал на сцене и вышел только уже в двухтысячном году с «ДДТ» на концерте «20:00». Люди моего поколения всё это прекрасно понимают, вот слова, которые на том концерте «20:00» мне сказал Шевчук: «Передай Егору, что я слушаю только его и Башлачёва, а всё остальное — это полное дерьмо». Я думаю, что из большинства людей молодого поколения ушла творческая энергия. Они готовы слушать чужую музыку, готовы плеваться на концертах, но сами ничего создавать не хотят. Для меня как для представителя фри-джаза, радикальной авангардистской музыки, это большая трагедия. «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?», куда она делась, почему её нет? Я готов людям, играющим моего рода авангардную, новую, радикальную музыку, предоставлять возможность продвинуться, записаться, где-то выступить... Но их просто нет. Одни «попсовики», которым нужно только «сделать клёвый саунд», растолкать всех конкурентов локтями, купить гитару Fender и увидеть свой клип на Mtv. Всё, больше они ничего не хотят.
Егор Летов: Дело не только в этом. Ведь даже лучшее, что делают и «непопсовые» люди вроде Александра Непомнящего, — всё равно вторично, третично, пятерично и, я считаю, просто позорно. Такой момент в жизни настал, — контркультуры нет как таковой, всё ассимилируется. Может быть, в данном случае неудобно приводить себя в пример? Но я, когда создавал свою первую группу «Посев», набирал таких людей, у которых не было бы комплексов неполноценности по отношению к «звёздным» группам, таким как Kiss, Led Zeppelin, «Deep Purple» и т. д. Чтобы мы в своём творчестве были во главе угла. На меня смотрели как на сумасшедшего, а я считал и считаю, что все эти «Pink Floyd», «King Crimson» — только точки опоры и не более того. Из этого нужно брать лучшее, а остальное выбрасывать в помои вместе с их ореолами. И до сих пор я мнения не изменил. У меня большая музыкальная коллекция, многое нравится, но не более того. А то, что мы сейчас делаем — я считаю, что мы группа № 1 в мире. Когда мы выступали в Германии, я это чувствовал. Мне было наплевать на снобов-немцев, потому что я играл там как король, а они плясали под мою дудку. Ибо то, что мы делаем — это правильно и истинно. Можно конечно уточнять — правильно по-нашему или по-ихнему... Можно уважать разные культуры, это не шовинизм никакой. А наша правда берётся оттого, что всё, что мы делаем — в радость, в радость нам в первую очередь.
Записал тов. Че.
26 апреля 2003 года в Москве в ДК им. Горбунова (метро «Багратионовская») состоится большой концерт группы «Гражданская Оборона», которая представит новую концертную программу. Специальные гости — группа «Эшелон» (г. Москва, вокал — Иван Баранов) и группа «Красные звёзды» (г. Минск). Начало — в 19.00. Не проспите!